В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" в части формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, обеспечения единства основных подходов и требований к формированию и организации функционирования независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта.
2. ФГБУ "Федеральный центр подготовки спортивного резерва" (Д.А. Киселев) осуществлять организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности по организации независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта.
3. Определить Ассоциацию организаций спортивной подготовки в качестве общественного оператора, осуществляющего деятельность по организации независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации Ю.Д. Нагорных.
Министр
В.Л.МУТКО
Утверждены
Приказом
Минспорта России
от 19 марта 2013 г. N 121
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Методические рекомендации по организации независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта (далее - методические рекомендации), подготовлены с целью оказания методической помощи исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным объединениям, ответственным за формирование и организацию работы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
Методические рекомендации разработаны Министерством спорта Российской Федерации в целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" в части формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единства основных подходов и требований к формированию и организации функционирования независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
Методические рекомендации разработаны на основе изучения и использования существующего российского опыта оценки эффективности деятельности организаций различной организационно-правовой формы, с учетом текущего состояния и тенденций, происходящих в стране в сфере деятельности организаций, предоставляющих услуги населению, а также в сфере физической культуры и спорта.
Предлагаемые методические рекомендации представляют собой механизм стандартизированной оценки эффективности деятельности организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, на основе наиболее приемлемых, адекватных и соответствующих текущему моменту показателей.
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, представителями организаций, осуществляющих оценку качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
I. Общие вопросы организации независимой системы оценки
качества работы организаций, оказывающих социальные
услуги в сфере физической культуры и спорта
1. Под организациями, оказывающими социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, в настоящих методических рекомендациях понимаются государственные (муниципальные) образовательные учреждения, оказывающие услуги населению в сфере физической культуры и спорта (далее - организации).
1.1. К организациям, оказывающим социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, относятся: детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки, училища олимпийского резерва.
2. Организации иных форм собственности, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в сфере физической культуры и спорта, вправе предоставлять информацию о своей деятельности для включения их в перечень организаций для проведения независимой оценки качества работы и формирования рейтингов их деятельности.
2.1. В случае подтверждения добровольного участия таких организаций в системе независимой оценки на них распространяются все требования и нормы, устанавливаемые и применяемые к организациям, оцениваемым в рамках системы.
3. Основными координаторами и кураторами работ по организации системы независимой оценки эффективности организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, являются:
- на федеральном уровне - Министерство спорта Российской Федерации;
- на региональном уровне - органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
- на муниципальном уровне - органы местного самоуправления муниципальных образований.
4. Оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, организуется и проводится специально сформированными для целей системы независимой оценки общественными структурами (далее - Общественными советами), состав которых формируется в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона "Об общественной палате Российской Федерации".
4.1. Общественные советы могут быть созданы органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
4.2. Состав, положение об общественном совете, его компетенция и порядок деятельности общественного совета утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3. В рамках своей компетенции и в соответствии с полномочиями органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе не создавать Общественный совет, а определить в качестве партнера и общественного оператора по реализации системы независимой оценки действующее общественное объединение (далее - Общественный оператор), уставные цели и задачи которых соответствуют целям организации системы независимой оценки.
4.4. В соответствии с п. 3 настоящего Приказа Общественным оператором определена Ассоциация организаций спортивной подготовки.
II. Организация работы по обеспечению независимой системы
оценки качества работы организаций, оказывающих социальные
услуги в сфере физической культуры и спорта
1. Работа участников независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, строится на добровольной основе, принципах открытости и партнерства и строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Общественный совет, Общественный оператор при организации деятельности по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, руководствуются в своей работе законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и настоящими методическими рекомендациями.
Общественный совет, Общественный оператор при организации оценки качества:
2.1. Формирует с учетом статуса и полномочий Общественного совета, Общественного оператора, уровня оценки (федеральный, региональный, муниципальный) и специфики деятельности перечень организаций для оценки качества их работы.
2.2. Определяет критерии качества работы организаций, которые могут характеризовать: доступность и полноту информации об организации и порядке предоставления услуг; комфортность условий, в которых находится гражданин, при оказании ему услуг; время ожидания в очереди при получении услуг; культуру обслуживания и персонала (открытость, вежливость и компетентность работников).
2.3. Устанавливает периодичность и способы выявления общественного мнения о качестве работы оцениваемых организаций, в том числе с помощью он-лайн голосования, организации работы "горячих линий" и "телефонов доверия", анкетирования клиентов организаций.
2.4. Определяет порядок оценки качества работы организаций на основании критериев эффективности работы организаций, определенных и утвержденных Общественным советом, Общественным оператором.
2.5. Организует работу по выявлению общественного мнения о качестве работы организаций, также формирует не реже одного раза в два года рейтинги их деятельности.
2.6. Обобщает и анализирует результаты общественного мнения о качестве работы организаций, рейтинги их деятельности, в том числе сформированные иными организациями, средствами массовой информации.
2.7. Направляет в Министерство спорта Российской Федерации, органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления:
а) предложения об организации доступа к информации, необходимой для потребителей услуг;
б) информацию о результатах оценки качества работы учреждений, рейтинги их деятельности;
в) предложения об улучшении качества их деятельности.
3. Организации, оказывающие социальные услуги в сфере физической культуры и спорта:
3.1. Обеспечивают открытость и доступность информации для организации и проведения независимой оценки качества работы по предоставлению услуг населению.
3.2. Размещают на официальном сайте организации в сети Интернет результаты своей работы, результаты общественного мнения о качестве работы организации, рейтинги деятельности организации.
3.3. Рассматривают результаты оценки качества работы организаций и разрабатывают меры по улучшению качества работы учреждения.
4. Органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления:
4.1. Оказывают содействие и поддержку Общественным советам, Общественным операторам при организации работы по независимой оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта.
4.2. Размещают на официальном сайте в сети Интернет информацию о деятельности Общественного совета, Общественного оператора, результатах общественного мнения о качестве работы организаций, рейтинги деятельности организаций.
4.3. Рассматривают возможность поощрения организаций, определенных лучшими по итогам рейтинга.
4.4. Разрабатывают мероприятия по улучшению качества работы организаций с учетом мнения и предложений Общественного совета, Общественного оператора и информирует общественность о ходе их реализации с размещением данной информации в сети Интернет.
5. Периодичность и этапы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта:
5.1. Оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, и рейтингование указанных организаций проходит ежегодно.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
5.1. Этапы и содержание работ по оценке и рейтингованию:
5.1.1. Формирование перечня организаций, участвующих в системе независимой оценки качества.
5.1.2. Сбор и обобщение информации о качестве работы организаций.
5.1.3. Формирование рейтингов качества работы организаций.
5.1.4. Общественное обсуждение результатов оценки качества работы организаций.
5.1.5. Подготовка предложений по повышению качества работы организаций и представление их в адрес заинтересованных организаций и ведомств.
6. В качестве информационной базы и основы для проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, используются:
- данные федерального статистического наблюдения по формам 5-ФК и 3-АФК;
- дополнительные сведения, предоставляемые организациями в соответствии с критериями и показателями эффективности работы организаций согласно пунктам 1, 2 раздела III настоящих методических рекомендаций;
- информация и сведения, размещенные на сайте организации в сети Интернет;
- информация и сведения, полученные в ходе изучения общественного мнения и мониторинга деятельности организаций.
6.1. Данные федерального статистического наблюдения по формам 5-ФК и 3-АФК, а также сведения в соответствии с критериями и показателями эффективности работы организаций согласно пунктам 1, 2 раздела III настоящих методических рекомендаций представляются:
- детско-юношескими спортивными школами и специализированными детско-юношескими школами олимпийского резерва независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими статус юридического лица, районным (городским) органам управления физической культурой и спортом, органам местного самоуправления муниципальных образований: поселений, муниципальных районов, городских округов вышестоящей организации (ведомству) по подчиненности до 15 января после отчетного периода;
- районными (городскими) органами управления физической культурой и спортом, органами местного самоуправления муниципальных образований: поселений, муниципальных районов, городских округов органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта до 25 января после отчетного периода;
- органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации в срок до 10 февраля.
6.2. После получения и обработки форм 5-ФК, 3-АФК и дополнительных сведений в соответствии с критериями и показателями эффективности работы организаций согласно пунктам 1, 2 раздела III настоящих методических рекомендаций данные сведения в обобщенном виде направляются в Общественные советы, Общественным операторам соответствующего уровня для организации работы и использования при оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
6.3. Мониторинг, сбор и обобщение сведений, размещенных на сайтах организаций в сети Интернет, изучение общественного мнения и деятельности организаций проводится Общественным советом, общественным оператором самостоятельно, при организационной, информационной и методической поддержке органов исполнительной власти и органов местного самоуправления соответствующего уровня.
III. Критерии, показатели и система оценки эффективности
деятельности организаций, оказывающих социальные услуги
в сфере физической культуры и спорта
1. Критерии качества работы организаций характеризуют доступность и полноту информации об организации и порядке предоставления услуг, комфортность условий, в которых находится гражданин, при оказании ему услуг, время ожидания в очереди при получении услуг, культуру обслуживания и персонала (открытость, вежливость и компетентность работников) и оцениваются в соответствии с показателями, утвержденными Общественным советом, Общественным оператором.
2. Показатели оценки качества деятельности организаций охватывают все ключевые сферы деятельности организации и делятся на две группы:
1 группа - показатели, характеризующие качество оказания организацией социальных услуг;
2 группа - показатели, характеризующие результативность оказания организацией социальных услуг.
2.1. Показатели, характеризующие качество оказания организацией социальных услуг, и методика расчета:
2.1.1. Число обоснованных жалоб получателей услуг на качество услуг, предоставленных организацией (единиц жалоб):
Ч = К х К,
ж ж
где:
К - кол-во обоснованных полученных жалоб за год на качество услуг;
ж
К - коэффициент значимости К = -1.
2.1.2. Количество зарегистрированных случаев травматизма (единиц случаев):
Ч = К х К,
т т
где:
К - кол-во зарегистрированных случаев травматизма за год;
т
К - коэффициент значимости К = -1.
2.1.3. Доля штатных тренеров-преподавателей и инструкторов, имеющих первую или высшую квалификационную категорию, от общего количества штатных тренеров-преподавателей и инструкторов:
Т Т
кб+1 кб
Т' = (-----) / (---),
к Т Т
б+1 б
где:
Т - количество тренеров-преподавателей и инструкторов в штате
кб+1
учреждения, имеющих первую и высшую категории, в году, следующем
за базовым;
Т - общее количество тренеров-преподавателей и инструкторов в штате
б+1
учреждения в году, следующем за базовым;
Т - количество тренеров-преподавателей и инструкторов в штате
кб
учреждения имеющих первую и высшую категории, в базовом году;
Т - общее количество тренеров-преподавателей и инструкторов в штате
б
учреждения, в базовом году.
2.1.4. Доля денежных средств, потраченных на материально-техническое обеспечение учреждения, от общих расходов на содержание спорт школы:
З З
мтоб+1 мтоб
З' = (-------) / (-----),
мто З З
б+1 б
где:
З - расходы учреждения на материально техническое обеспечение
мтоб+1
в году, следующем за базовым;
З - расходы на содержание учреждения в году, следующем за базовым;
б+1
З - расходы учреждения на материально техническое обеспечение в
мтоб
базовом году;
З - расходы на содержание учреждения в базовом году.
б
2.2. Результативность (конечный результат) оказания организацией социальных услуг и методика расчета:
2.2.1. Сохранность контингента (человек):
ЧЗ = ЧЗ / ЧЗ ,
б+1 б
где:
ЧЗ - численность занимающихся в учреждении в году, следующем за
б+1
базовым;
ЧЗ - численность занимающихся в учреждении в базовом году.
б
2.2.2. Доля обучающихся, воспитанников, получивших спортивный разряд, спортивное звание (%):
Р = Р / Р ,
б+1 б
где:
Р - количество присвоенных разрядов в году, следующем за базовым;
б+1
Р - количество присвоенных разрядов в базовом году.
б
3. Общий - итоговый балл для организации рассчитывается как сумма всех значений показателей оценки деятельности.
3.1. На основании полученного результата организации присваивается соответствующее место в рейтинге организаций, принявших добровольное участие в системе рейтингования или охваченных мерами независимой экспертной оценки.
3.2. Рейтингование идет прямо пропорционально итоговому баллу, т.е. чем больше общий балл, тем более высокое место занимает учреждение в общем рейтинге.
3.3. В связи с различиями в обеспеченности ресурсами следует формировать несколько рейтингов для учреждений различных уровней:
- федеральные учреждения;
- региональные учреждения;
- муниципальные городские учреждения;
- сельские муниципальные учреждения.
3.4. Для учреждений адаптивной физической культуры и спорта составляется свой рейтинг с разделением по принадлежности.
IV. Использование рекомендаций
1. Методические рекомендации могут быть использованы:
- при проведении самооценки организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта;
- для формирования публичной отчетности организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта;
- при проведении нефинансового аудита деятельности организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта;
- подготовке обоснованных политических и управленческих решений в отношении организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, оптимизации и модернизации процессов в сфере деятельности указанных организаций, в том числе при распределении бюджетных средств;
- для формирования открытой системы взаимодействия организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта, с заинтересованными сторонами;
- для разработки, реализации, оценки и обеспечения высокого качества исполнения программ, дальнейшего совершенствования деятельности организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта.