Министерство физической культуры и спорта
Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

10.31 Выступление С.С.Шелтукова на расширенном заседании коллегии Минспорта Чувашии "О ходе реализации государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://sport.cap.ru

 

 

Уважаемый Михаил Васильевич!

Уважаемые участники заседания коллегии!

 

Сегодня действительно очень важная тема. И я бы хотел отметить, что создание материальной базы, её доступность, выстроенная система спортивно-массовых мероприятий, пропаганда здорового образа жизни являются ключевыми вопросами развития физической культуры и спорта. И, конечно же, подготовка спортивного резерва, подготовка кандидатов в национальные команды. Хочу отметить, что у Министерства спорта, Правительства Чувашской Республики в последние годы это было и будет абсолютным приоритетом при реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Чувашской Республике

 

Одним из стратегически важных решений для нас стало активное участие в реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы» и социального проекта политической партии «Единая Россия» «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» в части укрепления материально-технической базы: строительства современных физкультурно-оздоровительных комплексов, футбольных полей и других спортивных сооружений в шаговой доступности.

Сегодня поставлена задача приоритетного строительства стадионов с искусственным футбольным полем, беговыми дорожками, хоккейной коробкой и уличными тренажерами, которые должны стать центрами активного отдыха и занятий спортом для детей и молодежи в шаговой доступности.

Мы неоднократно отмечали, в целом, за период реализации мероприятий федеральной целевой программы в Чувашской Республике построено и реконструировано около 60 объектов спорта. Такая активная инвестиционная политика способствовала значительному росту оценочного показателя государственной программы - обеспеченности населения спортивными объектами, которая на начало этого года составляет чуть более 46 % при среднероссийском показателе – 29,9% и в ПФО - 34%.

Благодаря этому, в нашей республике успешно достигнуты другие целевые показатели как федеральной, так и республиканской государственных программ развития физической культуры и спорта.

И главным результатом принимаемых мер по развитию спортивной инфраструктуры является динамичный рост основного индикатора отраслевой программы – доли населения систематически занимающегося физической культурой и спортом до 39,2%, что является четвертым результатом среди субъектов Российской Федерации (РФ – 31,9%, ПФО - 33,4%).

 

Лидерами по охвату населения систематическими занятиями физической культурой и спортом традиционно являются Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Марпосадский, Цивильский, Чебоксарский районы и город Канаш.

 

Вновь созданная спортивная инфраструктура позволила организовать на качественном уровне спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу не только с детьми и молодежью, но и среди работающего населения, что очень важно в сохранении их профессионального здоровья и долголетия, определяющих дальнейшее развитие экономики.

За период реализации Госпрограммы значительно увеличился следующий целевой показатель - доля граждан, приобщенных к физкультурно-спортивным занятиям по месту своей работы, в общей численности занятого в экономике населения увеличилась с 8% до 17,8%, что способствовало сокращению дней временной нетрудоспособности более в полтора раза.

 

Важным инструментом для активного развития массового спорта стало внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Сегодня во всех 26 муниципальных образованиях функционируют специальные центры с дополнительными пунктами приема испытаний ГТО.

По состоянию на 1 октября т.г. численность зарегистрированных жителей республики и имеющих персональный номер участника Комплекса ГТО составляло около 86 тысяч человек. По этому показателю Чувашская Республика находится в десятке лучших субъектов России.

Из числа зарегистрированных более 2000 школьников выполнили нормативы на знаки отличия ГТО, что составляет 18% от общего количества прошедших тестирование. Хотел бы отметить значительное отставание от утвержденного индикатора, который составляет 30 процентов.

Высокий процент выполнения нормативов на знаки отличия ГТО показали Алатырский (93,8 %), Козловский (87,5 %), Моргаушский (74, 5 %), Янтиковский (74,7 %), Красночетайский (49,1 %), Ибресинский (44,9 %), Марпосадский (33,6 %), Шемуршинский (31,3 %), Порецкий (30,2 %) и Цивильский (29 %) районы,

К сожалению, из-за безответственного заполнения или не представления протокольных результатов не подведены итоги выполнения норм ГТО на знаки отличия среди школьников Аликовского, Батыревского, Комсомольского, Красноармейского районов и города Алатырь.

Батыревский район до сих пор не решил вопрос доступа к автоматизированной системе ГТО для занесения результатов проведенных тестирований.

Анализ результатов сдачи норм ГТО свидетельствуют о том, что зачастую к сдаче норм ГТО привлекают не подготовленных школьников, которые не знакомы с элементарными требованиями сдачи тех или иных тестовых испытаний. Уважаемые коллеги, хотел бы еще раз напомнить о том, что главной целью является не количество принявших участие в тестовых испытаниях ГТО, а результат подтверждения ими норм ГТО на соответствующие знаки отличия.

Это еще раз подчеркивает о необходимости грамотной постановки физической культуры среди школьников, необходимо вести разъяснительную (ознакомительную) работу по видам испытаний ГТО с использованием методических рекомендаций, систематически проводить пробные тестирования на местах, проводить предварительный отбор до официальной сдачи. Здесь, несомненно, важна, в первую очередь, работа учителей физкультуры.

Мы рассчитываем, что внедрение комплекса позволит мотивировать еще большее количество жителей республики к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а, следовательно, повысить качество жизни и укрепить здоровье населения.

Большую роль здесь играет постановка эффективной работы центров тестирования, в качестве которых выступают физкультурно-спортивные комплексы. Они сегодня должны быть использованы не только в приеме норм ГТО, но и максимально доступны населению для занятий физической культурой и спортом, чтобы подготовиться к успешной сдаче тестовых испытаний ГТО. На слайде показан весь алгоритм действий.

На протяжении 6 лет Минспорта Чувашии проводит мониторинг функционирования ФСК и пользуясь сегодняшним случаем я бы хотел обратить внимание на эффективность их использования по итогам 9 месяцев текущего года.

В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года фактическая загруженность комплексов увеличилась на 365 тысяч человек-посещений и составляет более 3 млн. 142 тысяч человек-посещений.

За данный период наиболее рационально использовались комплексы в Аликовском, Батыревском, Ибресинском, Козловском, Марпосадском, Цивильском, Шемуршинском районах, в которых активность посещения жителей намного выше в сравнении с другими комплексами типичной мощности.

В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года снизились показатели загруженности комплексов в Моргаушском, Шемуршинском районах и г. Канаш (по причине долгого ремонта бассейна).

За последние годы большое внимание уделяется использованию комплексов в интересах физического воспитания школьников, в том числе качественного проведения уроков физической культуры.

В текущем году, как и в предыдущем году, активно использовались комплексы в Аликовском, Ибресинском, Козловском, Урмарском, Цивильском, Шемуршинском и Яльчикском районах.

В сравнении с предыдущим годом заметно улучшилась посещаемость физкультурно-спортивных комплексов трудовыми коллективами. Доля работающего населения в общей посещаемости комплексов увеличилась с 17% до 27%.  Особенно хорошо поставлена эта работа в Козловском, Цивильском, Чебоксарском, Вурнарском, Шумерлинском районах, городах Чебоксары, Шумерля, Канаш.

 

За отчётный период оказание платных услуг населению физкультурно-спортивными комплексами увеличилось на сумму 500 тыс. рублей и составило около 43 млн. 118 тысяч рублей (в среднем 55 рублей на душу населения тех муниципалитетов, где функционируют спортивные комплексы). Большой объём платных услуг оказан спортивными комплексами Козловского, Чебоксарского, Ибресинского, Шемуршинского районов и городов Шумерля, Канаш и Чебоксары. Вместе с тем, хочу также обратить внимание на необходимость создания гибкой системы скидок, а порой даже безвозмездного предоставления услуг для льготной категории граждан (пенсионеров, инвалидов, многодетных и малоимущих семей).

Когда поднимался вопрос о безвозмездном посещении ФСК отдельными категориями граждан, у некоторых складывалось мнение о том, что безвозмездное предоставление оздоровительных услуг является основной причиной снижения объема оказания платных услуг.

Особенно, это касается ежемесячного проведения Дня здоровья и спорта.

По неофициальным подсчетам из-за безвозмездного предоставления услуг в День здоровья и спорта комплексы по республике, в целом, ежегодно недополучают примерно полтора миллиона рублей. В то же время следует отметить что, темп роста общего объема платных услуг в республике с момента проведения Дня здоровья значительно увеличился.

Именно подобные социально-значимые акции по формированию здорового образа жизни способствуют улучшению посещаемости спортивных объектов. Дни здоровья и спорта подтвердили, что население с удовольствием посещает в этот день объекты спорта, принимают активное участие в массовых спортивных мероприятиях, и многие потом начинают систематически заниматься физической культурой и спортом уже на платной основе.

Для этого надо уйти от формального проведения Дня здоровья и спорта, необходимо чтобы все республиканские и муниципальные спортивные сооружения максимально были доступны для посещения населения, не нужно загружать в этот день спортивные залы и бассейны соревнованиями.

Основной акцент нужно сделать на семейном отдыхе, проводить мастер-классы для посетителей, оздоровительные мероприятия для всех категорий граждан, начиная от детей дошкольного возраста до пенсионеров, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо на муниципальном уровне обеспечить широкую информационную кампанию по проведению Дней здоровья и спорта.

 

Еще в своем выступлении хочу остановиться на проблемах кадрового обеспечения отрасли, которые являются насущными в развитии физической культуры и спорта.

Сегодня довольно четко отлажено и законодательно обеспечено взаимодействие между федеральными и региональными органами власти в сфере физической культуры и спорта. Однако эта управленческая вертикаль прерывается на муниципальном уровне. Во многих муниципалитетах отсутствуют самостоятельные структурные подразделения, отвечающие за развитие физической культуры и спорта. Только в 6 муниципальных администрациях (городах Алатырь, Канаш, Шумерля, Чебоксары, Новочебоксарск и Алатырском районе) созданы отделы, курирующие вопросы развития физической культуры и спорта.

При таком положении дел, конечно же, говорить об эффективной работе по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне довольно сложно. С учетом постоянно увеличивающегося объема работы, в том числе правотворческой, по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий, оперативного управления объектами спорта (их количество значительно увеличивается из года в год) необходимо иметь структуру государственного управления в сфере физической культуры и спорта на муниципальном уровне. Органы управления физической культурой и спортом в системе местного самоуправления должны иметь соответствующий статус, полномочия, ресурсы и нести надлежащую ответственность за выполнение поставленных задач. Созданные центры тестирования ГТО в городах и районах республики также не располагают штатными работниками, кроме центра в г. Чебоксары на базе ФСК «Спартак». Обращаясь к главам администраций муниципальных районов и городских округов, хочу обозначить важность решения данной кадровой проблемы в интересах развития физической культуры и спорта, в первую очередь, для успешного внедрения Комплекса ГТО среди жителей нашей республики.

 

Уважаемые коллеги, еще одним приоритетным направлением нашей работы является развитие спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва.

Министерством спорта Российской Федерации проводится модернизация системы подготовки спортивного резерва, предусматривающая постепенный переход организаций дополнительного образования в организации, осуществляющие спортивную подготовку.

В результате преобразований системы подготовки спортивного резерва должно образоваться разумное пропорциональное соотношение ДЮСШ, оставшихся в системе дополнительного образования, и спортивных школ (СШ и СШОР), осуществляющих деятельность в системе физической культуры и спорта. Каждое ведомство будет заниматься своим делом: ведомство образования – воспитанием многогранно развитой личности в системе дополнительного образования, основными целями которых, является охват максимального количества детей и подростков физкультурными занятиями, организация их досуга и оздоровления посредством физической культуры и спорта, а ведомство физической культуры и спорта – отбором талантливых в спорте детей, подготовкой спортивного резерва и спортсменов высокого класса.

Для организации тренировочного процесса на территории Чувашской Республики функционируют: Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени Ардалиона Игнатьева, 2 – Училища олимпийского резерва и 51 – спортивная школа. Республиканские учреждения 10 – спортивных школ олимпийского резерва и 2 – спортивные школы, с 1 сентября 2016 г. перешли из организаций дополнительного образования в организации, осуществляющие спортивную подготовку. (в ведении администраций муниципальных городов и районов Чувашской Республики: 1 – специализирован­ная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, 37 – детско-юношеских спортивных школ и 1 – детско-юношеская спортивная адаптивная школа, которые являются организациями дополнительного образования).Подведомственные учреждения администрации г. Чебоксары (9 спортшкол) планируют перейти на новый тип учреждения с 1 января 2017 г.

При переходе спортивных школ на программы спортивной подготовки, тренировочный процесс будут осуществлять тренеры, которые должны будут иметь профессиональное образование или прошедшие переподготовку по дополнительным профессиональным программам в области физкультуры и спорта. За 9 месяцев 2016 года обучение по программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта прошли более 170 специалистов на базе Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова и Чувашского государственного педагогического университета И.Я. Яковлева.

В течение 2016 года количество занимающихся в спортивных школах детей и молодёжи увеличилось на 498 человек по сравнению с 2015 годом. Однако, положительная динамика наблюдается не во всех спортивных школах. Снижение количества занимающихся детей наблюдается в городах Шумерля (на 290 человек), Новочебоксарск (на 20 чел.), Канашском (на 31) и Шумерлинском районах (на 7).

 

На сегодняшний день в спортивных школах республики тренировочный процесс осуществляют 924 тренера, из них штатных 543 человека (2015 – 958 тренеров, из них штатных – 541). Количество занимающихся в спортивных школах составляет 34 622 человека.  В среднем на 1 тренера приходится 37 обучающихся.

Самыми массовыми видами спорта являются: легкая атлетика – 4870 чел., плавание – 3378 чел., футбол – 2979чел., спортивная борьба – 2935 чел. и лыжные гонки –2345 чел.,

Из 543 штатных тренеров в возрасте до 30 лет - 100 чел. (18,4 %), от 31 до 45 лет – 170 чел. (31,3 %), от 46 до 60 лет – 193 чел. (35,5 %), старше 60 лет – 80 чел. (14,4 %).

Анализ последних лет деятельности сети спортивных школ республики свидетельствует о тенденции сокращения штатных тренеров, что отрицательно сказывается на результатах подготовки спортивного резерва. Пользуясь случаем, хочу обратить внимание на возможность увеличения численности штатных тренеров в спортивных школах Алатырского, Аликовского, Вурнарского, Красноармейского, Мариинско-Посадского, Порецкого и Янтиковского районов.

Одним из основных критерий качества подготовки спортивного резерва является выполнение спортивных разрядов и званий. На слайде можно увидеть показатели работы муниципалитетов в этом направлении.

К вашему сведению, всероссийская Межведомственная комиссия по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию на июньском заседании обозначила, что обеспечение наличия первого спортивного разряда или спортивного звания у допризывной молодежи относится к основным направлениям эффективной работы по подготовке граждан к военной службе.

Благодаря действующей системе подготовки спортивного резерва в республике мы сохраняем представительство наших спортсменов в списках сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта. В официальных списках сборных команд Российской Федерации в настоящий момент включено 154 спортсмена из Чувашской Республики по 23 видам спорта. (2015 г. – 150 спортсменов).

За 9 месяцев т.г. более 100 спортсменов приняли участие на международных соревнованиях и завоевали 75 медалей.

Продолжаем работу по привлечению в республику всероссийских и международных соревнований. Проведение каждого из которых, помогает нам в развитии того или иного вида спорта и его популяризации.

За 9 месяцев 2016 года на территории Чувашской Республики было проведено: 61 – всероссийское, 11 – межрегиональных и 239 – республиканских соревнований. В которых приняло участие более 160 тысяч человек.

Объем финансирования учреждений физической культуры и спорта Чувашской Республики за счет средств бюджета в 2016 году составил 773 млн. 264 тыс. рублей, в т.ч. субсидии на выполнение государственного задания 685 млн. 910 тыс. рублей. (Слайд)

Большую часть в структуре расходов субсидий на выполнение государственного задания составляют расходы на выплату заработной платы (48,8 %) и коммунальные услуги (17,8 %).

 

Необходимо также отметить ежегодный рост поступлений от приносящей доход деятельности: в 2015 году составил – 229 млн. 58 тыс. рублей, в 2016 году – 235 млн. 765 тыс. рублей. Большую часть в структуре расходов за счет поступлений от приносящей доход деятельности составляют расходы на материальные затраты (41,7 %) и выплату заработной платы (33,5 %).

 

Расходы на учебно-спортивную работу в общем объеме финансирования составляют всего 2,6 % или 25,7 млн. рублей.

 

В среднем по республике расходы на одного занимающегося в спортивных школах и училищах олимпийского резерва составляют 17,25 тыс. рублей в год

Благодаря поддержке Правительства Чувашской Республики обеспечено поэтапное повышение средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в том числе и в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

По итогам 9 месяцев текущего года средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования сферы физической культуры и спорта Чувашской Республики составила 17 тыс. 680 руб. (89,2 % от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц по Чувашской Республике в 2016 году).

Справочно: На 2016 год установлено индикативное значение - 90% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников по Чувашской Республике. Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц по Чувашской Республике равна 19 тыс. 830 рублей (оценка). Таким образом, среднюю заработную плату необходимо довести не ниже 17 тыс. 847 рублей.

Средняя заработная плата работников учреждений физической культуры и спорта Чувашской Республики (списочного состава) за январь – сентябрь 2016 года составила 15,39 тыс. руб. Количество работников в отрасли составляет 2636 человек, из них 924 тренера. Среди городских спортивных школ Чувашской Республики максимальная заработная плата тренера сложилась в МБОУ ДО ДЮСШ Спартак г. Чебоксары 46,4 тыс. руб. (спортивная аэробике), в муниципальных районах – МАУ ДО «ДЮСШ – ФСК «Рассвет» Вурнарского района – 32,7 тыс. руб.  (вольная борьба), в подведомственных учреждениях Минспорта Чувашии – АУ «СШОР № 3» Минспорта Чувашии – 60 тыс. руб. (легкая атлетика).

Уровень средней заработной платы можно посмотреть на слайде она колеблется от 7,9 тыс. рублей до 19,82 тыс. рублей, и отмечу, индикативное значение на 2016 год в среднем по республике выполняется. К сожалению, уровень средней заработной платы в спортивных школах Шемуршинского, Красночетайского, Янтиковского, Яльчикского, Моргаушского, Урмарского, Батыревского, Ибресинского, Канашского, Комсомольского, Цивильского, Аликовского, Красноармейского, Алатырского, Ядринского, Вурнарского, Шумерлинского, Порецкого районов, городов Алатырь, Канаш, Новочебоксарск  значительно отстают от среднемесячной заработной платы по Чувашской Республике(89,2 % от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц по Чувашской Республике в 2016 году – 17 680 рублей).

 

Уважаемые коллеги! В завершении своего доклада, хочу обобщить сказанное и еще раз подчеркнуть

Первое - важность решения кадровых вопросов. Существующим количеством тренерского состава (924 чел.) мы достигли максимального количества занимающихся (34622 чел., т.е. 37 чел. на 1 тренера). Дальнейшее увеличение количества занимающихся невозможно решить без увеличения численности тренеров-преподавателей. И здесь, я надеюсь на ответственное отношение к данному вопросу глав администраций муниципальных районов и городских округов.

Второе - Я в своем выступлении затронул насущные вопросы по успешному внедрению Комплекса ГТО в нашей республике (Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина Комплекс обозначен основополагающим звеном государственной политики в сфере физической культуры и спорта).

Наша общая задача – в этом году в каждом муниципальном образовании довести долю, принявших участие и успешно сдавших нормы ГТО до 30 процентов (оценочный показатель как федеральной, так и республиканской госпрограммы).

Третье - Организовать работу по проведению спортивных мероприятий различного уровня с учетом всех требований безопасности и медицинского обеспечения. Сегодня с уверенностью можно заверить, что Чувашская Республика зарекомендовала себя надежным партнером по проведению международных и всероссийских спортивных мероприятий на своей территории.

Благодаря этому и в 2017 году нашей республике доверено проведение многих всероссийских соревнований. Одним из масштабных спортивных мероприятий станет Спартакиада трудящихся России. Мы совместными усилиями должны на достойном уровне провести такое социально значимое мероприятие на всех его этапах подготовки.

 

В заключение хочу всех поблагодарить за проводимую совместную работу, которая направлена на то, чтобы максимально всесторонне популяризировать здоровый образ жизни и пожелать высоких результатов. Я уверен, Михаил Васильевич, при такой последовательной поддержке с Вашей стороны, со стороны Правительства Республики, мы сможем сегодня сделать всё, чтобы спорт был действительно доступен, популярен и, конечно, приносил бы пользу нашей республике и стране в целом. Поэтому ещё раз хочу Вас поблагодарить за то, что Вы уделяете такое внимание спорту.

 

Спасибо за внимание!

 

Скачать презентацию

Министерство спорта Российской Федерации Библиотека Международной Спортивной Информации ФЦП Спорт-Инфо Фонд поддержки олимпийцев
Бесплатная юридическая помощь Проект «Открытые данные» Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России» Федеральный центр подготовки спортивного резерва
Профилактика терроризма Противодействие коррупции Защита детей от негативной информации  Горячая линия для инвесторов Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
 
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика